муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Межшкольного учебного комбината №3»
Концептуальное видение образовательного учреждения
Стать к 2015 году правобережным сетевым, многопрофильным, общедоступным образовательным комплексом «Центр самоопределения школьников «В поисках своей планеты»», который будет способствовать:
- развитию социальной и интеллектуальной одаренности учащихся (за счет создания «Школы лидеров», направленной на раскрытие личностных качеств, развитие социальной активности и мобильности и «Школы интеллектуалов», направленной на раскрытие интеллектуальных способностей школьников и предоставляющей возможность саморазвития, предъявления своих талантов в разных научных областях);
- раннему профессиональному самоопределениюи подготовке детей и молодежи к осознанному, самостоятельному выбору профессиональной траектории с учетом собственных желаний и возможностей, а также потребностей рынка труда (за счет информационно-просветительской работы и внедрения профориентационных технологий в дошкольные образовательные учреждения, начальное и среднее звено школы; организацию профориентационных мероприятий (профориентационные игры, экскурсии и др.), профессиональных проб и комплексной профориентационной диагностики для различных возрастных групп).
Миссия ОУ
МБОУ МУК №3 — образовательное учреждение по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии и развитию их способности к проектированию сценария профессионального будущего.
Задачами МБОУ МУК №3 и осуществляемыми действиями по их решению в соответствии с миссией являются:
- разработка, внедрение и постоянное улучшение системы качества в соответствии с требованиями стандарта: ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), стандартами гарантии качества ENQA и рекомендациями типовой модели системы качества образовательного учреждения;
- проектирование и внедрение технологии «профессионального самоопределения школьников» на основе инновационных разработок;
- разработка и улучшение образовательных программ с использованием технологии профессиональных проб;
- подготовка учащихся по образовательным программам с целью их адаптации к современным социальным условиям;
- формирование образовательной среды учреждения, обеспечивающей условия для личностного потенциала учащегося и его способности к самореализации;
- определение и мониторинг системы показателей результативности деятельности МБОУ МУК №3.
Структура образовательной среды
Этап |
Организационные формы |
Содержание |
Результат |
Пропедевтический (подготовительный) (5-8 класс) |
1.Событийные профориентационные мероприятия
|
1.Это различные формы профориентационной активизирующей работы (игры, упражнения, конкурсы, ярмарки профпроб). Направлены на ориентацию в мире профессий и сформированность представлений о профессиональной деятельности людей. |
1.Активизация осознания выбора, оформленная в ИУМ (индивидуальный учебный маршрут) – это выбор вариантов профессиональных проб из широкого спектра предложенных, соответственно своих интересов.
|
2. Профессиональные пробы
|
2. Профессиональные пробы осуществляются через различные профориентационные игры и упражнения. |
||
3. Тьюторское профориентационное сопровождение
|
3. Персональная информационно-просветительская помощь тьютора-профориентатора учащимся, включающая в себя знакомство с миром профессий, реалиями рынка труда, первичными представлениями о собственных психологических особенностях и качествах личности, профессиональных интересах и склонностях, оказывающими влияние на выбор профессии |
||
Готовность к выбору (9 класс) |
1.Профессинальные пробы по пяти видам деятельности: человек, знаковая система, техника, художественный образ, природа
|
1. Учащийся осуществляет определенный набор профпроб (с учетом пяти видов деятельности) для пробы себя в предложенных видах деятельности. В результате, получая опыт деятельности, учащийся самоопределяется с предпочитаемым видом деятельности соответственно своих интересов и способностей. Профпробы подразделяются на три типа:
|
Личный профессиональный план (ЛПП) – это образ построения своего профессионального будущего, предполагающие представление учащимся целей и задач дальнейшего обучения (выбор профессионального учебного заведения либо продолжение обучения по выбранному профилю) |
2. Событийные профориентационные мероприятия
|
2.Событийные профориентационные мероприятия (ярмарки профессий, ярмарки профпроб, презентации, мастер-классы, игры, экскурсии, консультации). Предоставляют учащимся информацию о возможностях и путях получения профессионального образования, для продуктивного формирования у учащихся способности выбирать свою профессиональную сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и требованиям профессии |
||
3. Тьюторское профориентационное сопровождение |
3. Психолого-педагогическая и информационная поддержка учащихся в выстраивании собственного образовательного маршрута, знакомство с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), с изучением условий приема, особенностями организации образовательного процесса, образовательных программ. |
||
Принятие решения (10, 11 класс) |
1.Профессиональные пробы в конкретной области деятельности
|
1. Учащийся выбирает в соответствии с интересами, способностями и склонностями несколько профпроб по одному или двум направлениям деятельности с целью продолжения перспектив профессионального образования по выбранным направлениям. |
Сценарий профессионального пути – это осознанное представление варианта профессиональной карьеры. Портфолио- фиксация достижений по выбранному направлению деятельности. |
2. Событийные профориентационные мероприятия
|
2. Событийные профориентационные мероприятия(ярмарки профессий, ярмарки профпроб, фестивали мастерства, дни профессий, презентации, мастер-классы, игры, конкурсы, экскурсии, консультации). |
||
3. Тьюторское профориентационное сопровождение
|
3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и помощь им в принятии ответственности за выбор собственной индивидуальной траектории, как профессионализации, так и образования в целом. |
Ключевые принципы преобразования деятельности:
- Принцип самоактуализации, учитывающий наличие в каждом человеке потребности в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей и необходимость побуждать и поддерживать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
- Принцип активности, предполагающий готовность личности к действию, желание и способность осуществлять выбор.
- Принцип объективации (осознания) поведения, учитывающий необходимость обратной связи с ребенком, выраженной словами или действиями, реакцией на слова, мысли и действия человека.
- Принцип партнерского общения, предполагающий учет интересов, чувств, эмоций и переживаний других.
- Принцип индивидуальности, предполагающий создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся.
- Принцип толерантности, предполагающий развитие терпимости и понимания различий во мнениях и убеждениях.
- Принцип субъектности, учитывающий необходимость помощи ребенку в становлении его как подлинного субъекта жизнедеятельности, осуществляющего выбор индивидуального профессионального пути.
- Принцип свободы выбора, предполагающий развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации и самоопределения ребенка в условиях постоянного выбора, развития субъектных полномочий в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
- Принцип творчества и успеха, учитывающий необходимость развития творческих способностей учащегося и уникальности каждой детской группы.
- Принцип доверия и поддержки, предполагающий обогащение педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся, поддержку устремлений ребенка к самореализации и самоопределению, развитию его внутренней мотивации определяющей успех его профессионального самоопределения.