МБОУ МУК № 3 это «Школа профессионального самоопределения «В поиске своей планеты» по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии и развитию их способности к проектированию сценария профессионального будущего:
многопрофильный, разноуровневый, общедоступный образовательный комплекс для обеспечения «поля выбора», возможности «первой пробы», способствующий раннему профессиональному самоопределению школьника, его социализации, самореализации в современном мире.
В МБОУ МУК № 3 обучаются около 1500 учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Кировского района города Красноярска.
Образовательная программа построена таким образом, что каждый учащийся:
- выбирает образовательную траекторию из возможных вариантов образовательных компонентов Учебного плана;
- получает персональное сопровождение в профессиональном самоопределении через реализацию дополнительной образовательной программы «Я и мое будущее».
Составляющие Учебного плана:
- элективные профессионально — ориентированные курсы по направлениям деятельности: педагогика, юриспруденция, психология, медицина, экономика, коммерция, культура и дизайн, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), делопроизводство, PR-технологии и реклама — подготовка к выбору профиля дальнейшего обучения (учащиеся 8-11 классы).
- Клубы\студии: «Есть идея»; «Дизайн+»; «Фотостудия»; «Я – профессионал» — продуктивные практики, социализация, проектирование, активность, инициативность;
- Событийные формы формирования самоопределения школьника: экскурсии, мастер-классы, практикумы консультации, тренинги, игры по профориентации «Мой выбор»;
Традиции МБОУ МУК №3:
«Ярмарка профессий», «Дни профессий» — информационно-развивающее пространство для продуктивного формирования способности выбирать свою профессиональную сферу деятельности у учащихся 9-11 классов, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда г. Красноярска:
- информация о начальных, средних и высших учебных заведениях, вакансиях на рынке труда г. Красноярска, возможных вариантах трудоустройства после окончания школы и во время летних каникул;
- консультации психологов по планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности, а также экспресс-профдиагностика;
- профессиональные пробы в различных видах деятельности;
«Фестиваль мастерства» — место для предъявления результатов работы над индивидуальными учебными проектами учащихся 9-11классов школ Кировского района:
- возможность для школьников представить свои идеи, результаты работы над проектами;
- место для представления лучших проектных работ и их продвижения;
- стартовая площадка для участников районных и городских конференций, форумов, фестивалей;
Летняя профильная школа «В поисках своей планеты» — создание условий и предоставление разнообразных возможностей для трудоустройства и самореализации молодёжи, соотнесения себя с профессиональной деятельностью, определения своих возможностей в условиях и рамках этой профессиональной деятельности:
- занятость и трудоустройство молодежи в летний период;
- включение подростков в профессиональные пробы в различных областях деятельности;
- конкурс детских рисунков «Профессия моих родителей» — совместная детско-взрослая деятельность по развитию у детей 6-10 лет интереса к миру профессий.
Ресурсообеспечение:
Структурные подразделения: Сетевой координационный центр; Профориентационный центр;
Сетевое объединение образовательных учреждений НП «Дельта»: МОУ СОШ № 8, 46, 49, 55, 63, 80, 81, 90, 135;
Учебные площадки – практикумы учреждений профессионального образования: СФУ, Региональный Правовой колледж, Медико-фармацевтический колледж, Профлицей \ профучилище № 21, 31, 33; Строительный техникум, Техникум информатики и ВТ.
Деятельность учреждения в 2010-2011 г.г. была направлена на разработку и оформление Программы развития МБОУ МУК № 3 на ближайшие пять лет (2011-2015 г.г.), при этом решались следующие задачи:
- Продолжить работу по разработке и внедрению системы качества МОУ МУК № 3 на основе типовой модели системы качества образовательного учреждения.
- Притупить к апробации Образовательной программы МОУ МУК №3 «Технология профессионального самоопределения».
- Принять участие в районном проекте по созданию Сетевого центра по работе с одаренными детьми.
- Провести ревизию и обновление ресурсообеспечения, улучшение условий реализации Образовательной программы МОУ МУК № 3 для прохождения процедуры лицензирования.
по следующим направлениям:
Инновационная деятельность
направлена на оформление и презентацию опыта сетевого взаимодействия и построение системы качества учреждения.
Результаты:
- Оформлена Программа развития учреждения на 2011-1015 г.г.
- Базовая образовательная площадка ККИПК РО «Элективные курсы в профильной школе в условиях сетевого взаимодействия», что позволило представлять опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных видов по организации элективных курсов профильного обучения.
- Инновационная площадка ККИПК РО «Событийные формы организации профессионального самоопределения в учебном процессе », позволит оформить, реализовать и внедрить новые формы организации профессионального самоопределения старшеклассника.
- Работа в городском проекте «Формируем систему качества ОУ», при поддержке Красноярского информационно-методического центра, в результате которой разработана и оформлена модель «Система качества МБОУ МУК №3», описаны основные процессы деятельности учреждения, созданы условия для аудита (внутреннего).
Кадровое обеспечение и методическая деятельность
Состав коллектива МБОУ МУК №3:
- педагогический – 28 человек (из них 10 совместителей),
- высшее образование имеют– 27 педагогов,
- научное звание -3 человека,
- квалификационную категорию имеют – 26 человек;
- учебно-вспомогательный – 6 человек.
Сведения о квалификации педагогов и администрации (см. Приложение 1)
Динамику развития профессиональных компетентностей педагогов можно проследить через различные формы деятельности:
- Посещение курсов повышения квалификации в ИПК РО 7 педагогов, что составило 100% перспективного плана.
- Аттестация педагогических кадров (процедуру аттестации прошли 10 педагогов; в том числе 1 педагог досрочно, повысили категорию — 5 педагогов).
- Участие педагогов в мероприятиях: уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за счет участия их в семинарах и конференциях на уровне района, города, края; организацию открытых уроков, проведение мастер-классов, организацию профессиональных проб для учителей города и района (Приложение 2). Кроме этого, педагоги предъявили материалы по оформлению педагогического опыта в печать: в научно-методический журнал «Школа и производство» и в сборник материалов конкурса «Учитель года г.Красноярска — 2011» (Приложение 3).
- Повышение профессиональной компетентности педагогов проходило через освоение практико-ориентированных технологий, направленных на становление профессионального самоопределения учащихся. Для решения поставленной задачи было сделано следующее:
- определены наиболее эффективные технологии, способствующие становлению профессионального самоопределения: технология профессиональной пробы, технология продуктивного обучения.
- проведен ряд информационно-методических семинаров: «Современные образовательные технологии», «Практико-ориентированные педагогические технологии в образовательном процессе», «Проектирование занятий с использованием технологии продуктивного обучения».
- состоялось присвоение педагогами практико-ориентированных технологий и адаптации их к программе собственного курса.
- Продолжилась работа по апробации и корректировке дополнительных образовательных программ:
- 35% программ педагогов МБОУ МУК №3 участвовали в процедуре муниципальной экспертизы и апробации: «Современная экономика» (Алексеева Е.Ю.), «Педагог: профессия и личность» (Сидоркина Т.Ю.), «Основы медицины» (Соседова Н.Б.). Заявленные программы успешно прошли экспертизу и апробацию, получены положительные отзывы экспертов.
- успешно прошли апробацию в учреждении новые разработанные программы: «Психология семьи и семейные ценности» (для учащихся 10-11 классов), «Юридическая психология», «Преодоление барьеров общения» (для учащихся 9 классов), программа тьюторского сопровождения в профориентационной работе (8-11 класс).
- на 2011-12 учебный год педагогами предложены новые модули к программам: «Медико-профилактическое дело» (модуль «Здоровье семьи»), «Дебаты и культура ведения переговоров» (модуль «Дебаты в профессиях»), «Пиар-технологии и реклама» (модуль «Социологические исследования в рекламе»).
- созданы электронные учебные пособия, в результате 30% программ имеют электронный УМК, что позволяет организовывать индивидуальную работу с учащимися, а также оптимально использовать время для проведения итоговых и практических работ.
Продолжена работа педагогов по наполнению портфолио, 100% педагогов своевременно заполняют портфолио, согласно разработанному регламенту. Приобретен опыт описания собственной профессиональной деятельности на основе Портфолио.
Организация учебного процесса и успешность учащихся.
В 2010-2011 учебном году обучалось 1187 учащихся из 11 общеобразовательных учреждений района: 8, 46, 49, 55, 63, 80, 81, 90, 135, Гимназия 10, Лицей 6.
Учебный план МБОУ МУК №3 направлен на реализацию главной цели: создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников, при котором профессиональный выбор не только соответствовал бы склонностям и возможностям учащегося, но и мог способствовать наиболее полному самораскрытию.
Составляющие Учебного плана:
- дополнительные образовательные программы
класс | Образовательные компоненты | Кол-во учащихся |
9, 10-11 класс |
Информационно-коммуникационные технологии | 420 |
Пиар-технологии и реклама | 120 | |
Мир педагогики и психологии | 255 | |
Медико-профилактическое дело | 125 | |
Служители Фемиды | 15 | |
Современная экономика | 141 | |
Культура. Архитектура. Дизайн | 137 | |
Я и мой выбор | 1159 | |
Итого | 2372 |
- клубы и студии
класс | образовательные компоненты | кол-во учащихся |
8-11 класс | Фотостудия | 60 |
Студия "Дизайн+" | 30 | |
Клуб "Есть идея" | 30 | |
ИТОГО | 120 |
- индивидуальная работа
класс | образовательные компоненты | кол-во учащихся |
9-10 класс | Исследовательская деятельность с учащимися в области: -медицины -психологии -экономики |
5 уч-ся 6 уч-ся 20 уч-ся |
Итого | 31 уч-ся |
Результаты:
1. Все учащиеся имеют 100% прохождение программ, в течение года только 15% учащихся сменили свою образовательную траекторию, преемственность в выборе курсов учащимися (9-10, 10-11класс) имеет 40% . Впервые введены в программы модули продуктивных практик в форме погружений. На данный момент в учреждении (на основе договора) имеется 11 базовых площадок (профессиональные учебные заведения) для организации продуктивных и ознакомительных практик (Приложение 4). Опрос учащихся показал высокий уровень удовлетворенности прохождения образовательной программы, которая помогает:
- получить информацию о современных профессиях и профессиональных современных учреждениях- 60% учащихся;
- познакомиться с различными направлениями -54% учащихся;
- осуществить профессиональную пробу по каким-либо направлениям профессиональной деятельности- 73% учащихся.
2. Мотивация учащихся в обучении в среднем удерживается на высоком уровне, однако таких направлениях программ как ИКТ и педагогика отмечается учащимися низкий процент удовлетворенности учащихся содержанием программ (данные по направлениям программ указаны в Приложении 5). Из опроса учащихся по формированию заказа на образовательные услуги выявляется дефицит программ технической направленности и отсутствие профессиональных проб в области журналистики, строительства, инженерных специальностей и транспорт.
- Уровень сформированности ключевых компетентностей выпускников в период с 2008 по 2011 год имеют положительную динамику:
- повышение уровня информированности о профессиональном мире в среднем на 25%; — положительная динамика при формировании рефлексивных умений (обоснованность выбора) в среднем на 35%
Уровень сформированности ключевых компетентностей выпускников в период с 2008 по 2011 год имеют положительную динамику:
- повышение уровня информированности о профессиональном мире в среднем на 25%; — положительная динамика при формировании рефлексивных умений (обоснованность выбора) в среднем на 35%.
Определились с дальнейшим выбором профиля обучения:
- 75% учащихся 9-х классов обоснованно сформировали образовательную траекторию
- 91% учащихся 11-х классов обоснованно выбрали обучение в профессиональные учебные заведения.
Апробация программы профориентационного тьюторского сопровождения дала свои результаты: опрос учащихся показал:
- тьютор-профориентатор несомненно необходим для 52% учащихся;
- положительной оценкой охарактеризовали комфортность работы с тьютором-профориентатором 86% учащихся;
- тьютор-профориентатор помог в первую очередь в вопросах по выбору профессии, и познакомиться с миром профессий 76% учащимся,
3. Повысился и уровень сформированности проектной и исследовательской компетентностей на 7%. Результатом стало участие 41,4% учащихся в различных внешних конкурсах и конференциях, из них 43 % учащихся участвовали впервые. Стоит отметить, что повысилось качество работ предъявляемых на конкурсы: 18 проектных и творческих работ (по сравнению с прошлым годом повысился на 23%) учащихся стали победителями районных, городских и краевых конкурсов (см.Приложение 6).
В этом учебном году впервые реализовывались программы «Индивидуальная работа по исследованию в области: медицины, психологии, экономики». Охвачено 55 учащихся 9 и 10 классов. Результаты работ учащихся направления экономики и психологии были представлены на конференции НОУ и Олимпиаде по психологии, сформирована культура предъявления ученического проекта, состоялась проба по презентации собственной работы. Необходимо усилить содержательную, научную линию ученических работ.
4. Социальная активность учащихся составляет 62% (высокий уровень), при этом 10,3% учащихся получили благодарственные письма и сертификаты. Данного результата позволило достичь:
- расширение вариативных социальных практик, где учащиеся имели возможность поучаствовать в мероприятиях различного уровня (Приложении 7)
- введение в образовательный процесс новых формы внеучебной деятельности: Дни профессий, Фестиваль мастерства, Ярмарка профессиональных проб,
- работа Волонтерского отряда «Найди свою планету», где учащиеся могли проявлять себя как в роли участника, так и организатора мероприятий.
По опросу учащихся: желающие участвовать в различных внешних и внутренних мероприятиях на следующий учебный год составляет 42% учащихся (в этом году 26%).
5. Качество обучения: по итогам прохождения программ:
- 70% учащихся 9 классов получили сертификаты;
- 9% учащихся 10 -11 классов получили сертификаты;
- 4% учащихся 11 классов получили свидетельства;
Предложения:
1. Продолжить работу над наполнением и расширением банка данных дополнительных образовательных программ по направлениям: журналистика, техническое моделирование и робототехника, спорт с целью обеспечения возможности осуществления полноценного выбора учащихся в соответствие с их профессиональным интересам.
2. Продолжить разработку и внедрение практикоориентированных технологий в учебный процесс, в частности, описать методологию практикоориентированных технологий, апробировать внедрение практикоориентированных технологий в учебный процесс.
3. Для систематизации и совершенствования инструментов мониторинга:
- создать единую базу учащихся по учебной и внеучебной результативности;
- Создать электронную базу достижений и результатов деятельности педагогов, с возможностью ее количественной и качественной оценки.
4. Развивать волонтерское движение, как одну из форм социальной активности учащихся.
5. Инициировать, организовать и провести конкурс тьюторов-профориентаторов в сотрудничестве с ККЦПОиППН и Центром карьеры и профессий «ПРОФИ» для повышения статуса и престижа новой формы педагогической деятельности.
Деятельность профориентационного центра
С целью информационно-просветительской профориентационной работы с учащимися района, их родителями проведены и получены следующие результаты.
1. «Ярмарка профессий — 2011» участвовали: 1320 старшеклассников из 93% ОУ района; в профориентационных играх приняли участие 20 школьных команд; 27% прошли компьютерную профдиагностику и получили рекомендации психолога профконсультанта (352 чел.) получили консультацию о возможностях и вариантах по трудоустройству – 75 чел.(6%) Анкетирование и опрос участников показали: — удовлетворенность мероприятием — 75%; — Ярмарка помогает определиться с профессиональным выбором – 50%; — 70% всерьез задумались о планах на будущее. |
2. Профориентационные справочно- информационные консультации (индивидуальные, групповые) для учащихся 9-11 кл. и родителей Индивидуальные консультации по решению профессионально-личностных проблем получили 250 учащихся 9-11 классов (25% учащихся района) Индивидуальные консультации получили родители 25 учащихся Тематические групповые консультации («Современный рынок труда выбирает…», «Карта профессиональных образовательных учреждений г. Красноярска») для учащихся 10-11 класса получили 46,6 % образовательных учреждений района |
3. Диагностика (компьютерное и бланковое профтестирование) для учащихся 8- 11 кл. Прошли компьютерную комплексную профориентационную диагностику– 36,6 % учащихся 8-11 классов района |
4. Экскурсии в профессиональные учебные заведения Организованы экскурсии для 5% учащихся района (по заявкам) |
5. Конкурс детских рисунков «Профессия моих родителей» Приняли участие 44 образовательных учреждений района (94%), 35 из заявленных 119 работ прошли на выставку (30%). |
6. Профориентационная игра «В поисках своей планеты» (8 класс) — «Ярмарка профессиональных проб» В игре участвовали 480 (98%)учащихся 8-х классов общеобразовательных школ района Представлено педагогами ОУ района и профобразования -53 профпробы. 100% учащихся сформировали маршрут выбора профпроб на следующий год. |
7. Профориентационные занятия с учащимися 5-7 классов Оформлена и апробирована профориентационная программа «Мир профессий и мир человека» для учащихся 5- 7 класса, которая направлена на ознакомление с многообразием профессий и развитие интереса к профессиональной деятельности; |
Деятельность сетевого координационного центра
Сетевой координационный центр работал в двух направлениях:
I. Организация элективных курсов и тьюторского профориентационного сопровождения учащихся 8- 11 классов.
Результаты:
- обновлена нормативно-правовая база сетевого взаимодействия ОУ района;
- апробирована и внедрена программа тьюторского профориентационного сопровождения учащихся 8- 11 классов;
- расширен спектр профессиональных проб для учащихся технологической направленности;
- улучшено качество разрабатываемых программ, поданных на экспертизу (87% программ прошли положительную экспертизу);
- коллектив сетевых педагогов достаточно стабилен. 73% педагога работают в сети более двух лет. 54% сетевых педагога презентовали свой опыт на плановых мастер-классах, семинарах и фестивалях;
- 95% учащихся удовлетворены вариативностью и избыточностью сетевых программ;
- уровень удовлетворенности содержанием и результативности курсов составляет: курсы по выбору 90% и элективные курсы 87%, тьюторским сопровождением- 86% учащихся;
- Выборность индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
- В среднем 8 учеников 9 классов из 10 выбирают курсы, предложенные другими ОУ
8 | 46 | 49 | 55 | 63 | 80 | 81 | 90 | 135 | |
Курсы других школ | 88% | 88% | 73% | 72% | 83% | 88% | 62% | 77% | 82% |
- Вариативность ИОМ – 10-11 класс
8 | 46 | 49 | 63 | 80 | 90 | 135 | |
Кол-во разных ИОМ/всего | 35/40 | 56/79 | 23/26 | 43/46 | 21/25 | 23/27 | 24/29 |
II. Координация деятельности по работе с одаренными детьми района
Результаты:
- Создан банк данных: учащихся 9 классов, программ, сетевых педагогов.
- Апробированы программы по работе с одаренными детьми по направлениям: физика, право, английский язык, литература, химия, экономика, медицина, психология, нанотехнологии.
- Определены и апробированы формы работы с одаренными учащимися, с целью активизации, мотивации и повышения статуса
Предложение:
- разработать нормативно правовую базу для функционирования сетевого Центра по работе с одаренными детьми
- расширить контингент учащихся за счет привлечение учащихся 8 классов.
Направления и задачи на 2011-2012 учебный год.
Цель: изменение инфраструктуры через создание учреждения нового типа и вида: муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития» путем реорганизации МБОУ МУК № 3
Задачи:
- Создать условия для функционирования учреждения в новом статусе.
- Провести внутренний аудит системы менеджмента качества МБОУ МУК № 3.
- Развивать маркетинговую деятельность в учреждении для расширения образовательных услуг и развития внебюджетного финансирования.
- Продолжить работу по разработке, оформлению и включению событийных форм в образовательную деятельность учащихся.
- Совершенствовать мониторинг по всем аспектам деятельности.
- Продолжить разработку и внедрение практико-ориентированных технологий в учебный процесс.
Скачать полную версию публичного отчета