ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 5-12 лет
Срок реализации программы: 108 часов и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа с перерывом 10 минут после каждого академического часа.
Цель программы: Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию продуктивной деятельности в процессе знакомства с техниками обработки простых поделочных материалов.
Актуальность и практическая значимость: Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления обучающегося, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В современном урбанистическом, «пластиковом» мире направление Hand made из природных материалов набирает все большую популярность. И это неудивительно, процесс творческого созидания приносит радость, а вещи, сделанные своими руками, 3 наполнены теплом и уютом. Мы живем в регионе с очень богатой флорой, и сама природа дает нам огромные возможности для творчества. Кроме того, ручной труд способствует развитию необходимых для формирования успешной личности качеств. Таких как, креативное мышление, изобретательность, фантазия, воображение, способствует формированию и развитию своего индивидуального эстетического вкуса. ДООП «Творческая Мастерская экодизайна» – это творческое пространство, где дети смогут создавать своими руками поделки, сувениры, предметы интерьера из природного и бросового материала, бумаги и т.д.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Творческая мастерская экодизайна» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание свойств природных материалов и умение их использовать для создания предметов декора.
- Владение разными техниками обработки простых поделочных материалов: декупаж, плетение из бумаги, аппликация, «обмотка шпагатом», «простые узлы макраме», базовые элементы техники «джутовая филигрань».
- Владение способностью открывать красоту природы, формировать эстетический вкус и чувство прекрасного.
- Готовность к формированию положительного отношения к труду в области декоративно-прикладного творчества.
- Владение коммуникативными навыками.
Направленность программы: художественная.
Возраст обучающихся: программа «Кукольная мастерская» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для младших школьников 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: создание игрушки своими руками с последующим обыгрыванием сценариев авторских сказок для гармонизации психоэмоционального состояния, развития воображения и творчества.
Актуальность и практическая значимость: программы заключается в том, что в современном обществе потребность личности в постоянном развитии и творчестве, умение эффективно взаимодействовать, осуществлять продуктивную деятельность в какой-либо сфере являются не просто актуальными, а служат залогом успешности. Данная программа позволяет детям младшего школьного возраста приобщиться к занимательному процессу создания своими руками кукол, игрушек, сувениров из натуральных, природных материалов в различных техниках: тестопластика, народная тряпичная кукла, работа с текстилем. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии человека, в выражении его индивидуальности.
Программа «Кукольная мастерская» разработана в соответствии с запросом детей и их родителей на художественно-эстетическое развитие и направлена на формирование у обучающихся навыков, необходимых для того, чтобы и в настоящий момент, и в дальнейшем они могли успешно осуществлять свою потребность в творчестве, осознавали ценность общения друг с другом, понимали важность планирования действий для достижения желаемого результата.
Планируемые результаты:
По окончании реализации дополнительной программы «Кукольная мастерская» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- 1.Владение алгоритмом технологии изготовления традиционных народных кукол;
- Владение алгоритмом технологии изготовления изделий из солёного теста;
- Владение алгоритмом технологии изготовления текстильных кукол;
- Способность формировать эмоционально-психологическое отношение к явлениям художественной культуры, нравственно-этическим явлениям, результатам собственной деятельности;
- Готовность к постановке цели с учетом конечного результата, составлению плана ее реализации и последовательности действий;
- Способность и готовность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками;
- Готовность к формированию положительного отношения к труду и профессиональной пробе в области художественного творчества.
Направленность программы: художественная.
Возраст обучающихся: программа «Мультстудия» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 7-15 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для детей младшего и среднего школьного возраста 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: развитие творческих способностей, предпрофессионального интереса обучающихся посредством знакомства с процессом мультипликации.
Актуальность и практическая значимость: программа «Мультстудия» составлена с учетом различных образовательных потребностей детей. Мультипликация является одним из самых востребованных у детей видом современного искусства, т.к. обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на ребенка, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр, что позволяет обучающемуся познакомиться с разными умениями и навыками в одном месте, не переходя с одной программы на другую.
Планируемые результаты:
По окончании реализации дополнительной программы «Мультстудия» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание основ создания мультфильма;
- Владение первичными изобразительными умениями для создания мультфильма;
- Способность формировать эмоционально-психологическое отношение к результатам собственной деятельности;
- Готовность работать в команде;
- Готовность к формированию положительного отношения к труду и профессиональной пробе в области мультипликации.
Направленность программы: художественная.
Возраст обучающихся: программа «Волшебная Кисть» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для младших школьников 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: развитие художественно-творческой активности учащихся младшего возраста, овладение образным языком художественного и декоративно- прикладного искусства.
Актуальность и практическая значимость: программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Именно рисование, как считают многие психологи и педагоги, является типичным творчеством раннего возраста, «иногда достаточно бывает самого легкого стимула для того, чтобы ребенок принялся за рисование» (Л.С. Выготский).
В этом курсе широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем»: таков основной вывод известного российского психолога Л.С. Выготского, исследовавшего воображение и творчество в детском возрасте.
Планируемые результаты:
По окончании реализации дополнительной программы «Волшебная кисть» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Владение техниками работы художественными материалами: гуашь, акварель, графические материалы (пастель, уголь, соус), пластическим материалами (соленое тесто, глина);
- Владение приемами создания авторской композиции;
- Способность к формированию эстетического вкуса и чувства меры при оформлении и декорировании изделий различными техниками и материалами;
- Готовность к формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Готовность к формированию положительного отношения к труду и профессиональной пробе в области художественного творчества.
ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: программа «Прототипирование» рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-15 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для детей среднего школьного возраста 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: формирование комплекса первоначальных знаний, умений и навыков в области современного конструирования и моделирования на примере технологии прототипирования.
Актуальность и практическая значимость: дополнительная общеразвивающая программа «Прототипирование» создана как программа ранней профориентации и основа подготовки к состязаниям детей в профессиональном мастерстве по компетенции «Прототипирование», в том числе возможная подготовка обучающихся для участия в чемпионатах «JuniorSkills».
Актуальность изучения технологии прототипирования обусловлена практически ее повсеместным использованием в различных отраслях и сферах современной деятельности. Компетенция «Прототипирование» включает в себя овладение технологией изготовления прототипов (опытных образцов), а также проектирование и написание управляющих программ. В прототипировании могут широко применяться как технологии цифрового производства (3D-печать, лазерные гравировка и рез, обработка на станках с ЧПУ), так и осуществляемые вручную технологические процессы, такие, например, как литьё (с предшествующим ему созданием форм для отливок на станках с ЧПУ), создание композитных материалов. В ряде случаев также может быть целесообразно создание виртуальной модели разрабатываемого устройства.
Данная программа уникальна по своим возможностям и направлена на знакомство с современными технологиями и стимулирование интереса подростков к технологиям конструирования и моделирования.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Прототипирование» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание конструкционных особенностей станка с ЧПУ и владение им на примере 3D принтера;
- Знание и владение технологиями прототипирования;
- Готовность к развитию пространственного, логического мышления в области инженерного черчения;
- Знание и владение технической информацией по материалам, применяемым в прототипировании;
- Готовность к осуществлению профессиональной пробы в области инжиниринга.
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: программа «Амбициозная математика» рассчитана на детей старшего школьного возраста 15-18 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для детей старшего школьного возраста 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: формирование практических компетенций для решения математических задач разного уровня сложности у обучающихся.
Актуальность и практическая значимость:
Программы научно-технической направленности ориентированы на развитие творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся.
Актуальность программы «Амбициозная математика» определяется необходимостью в альтернативных методах донесения знаний и приобретения навыков решения математических задач обучающимися. Итоговые экзамены по математике в школе требуют от детей знания многих областей математики, комплексного подхода к решению заданий, что не всегда осознается школьниками. Так, к примеру, у многих детей регулярные сложности возникают с текстовыми задачами или геометрией в целом. Это приводит к пробелам в знаниях детей, что оказывает лавинный эффект на количество не выполненных или ошибочно выполненных заданий в итоговых экзаменах у школьников.
Благодаря занятиям по данной программе учащиеся снизят свой уровень «враждебности» по отношению к математике и будут решать математические задачи различных уровней сложности, смогут находить самостоятельные решения математических задач, оперируя аналитическими методами решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, полученными в рамках освоения дополнительной образовательной программы «Амбициозная математика».
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Амбициозная математика» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание базовых математических формул и приемов решения математических задач.
- Готовность решать математические задачи разного уровня сложности из определенного круга математических тем.
- Владение навыками логического мышления и рефлексии.
- Владение коммуникативными навыками.
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: программа «Подружись с компьютером» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 7-13 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для детей младшего и среднего школьного возраста 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: овладение обучающимися младшего и среднего школьного возраста навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.
Актуальность и практическая значимость: программа «Подружись с компьютером» составлена в соответствии с запросом детей и их родителей на информационное развитие детей, а также учитывает социальный заказ государства на дополнительное информационное образование граждан.
Ребенку в современном информационном обществе необходимо уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Обучающиеся младшего школьного возраста проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Подружись с компьютером» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Владение различными приемами получения и обработки информации из разных источников (книги, справочники, энциклопедии, Интернет);
- Знание устройства компьютера;
- Готовность работать с необходимым программным обеспечением;
- Способность планировать действия в соответствии с поставленной целью в процессе выполнения творческой работы или проекта;
- Владение коммуникативными навыками;
- Готовность к формированию позитивного отношения к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: программа «Собираем робота» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 9-15 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для детей младшего и среднего школьного возраста 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: овладение обучающимися младшего и среднего школьного возраста навыками конструирования, получение знаний о различных видах робототехники и направлений ее использования, освоение основ проектно-творческой деятельности.
Актуальность и практическая значимость: в современном мире техника окружает детей с малых лет, будит их любознательность, стремление узнать, как и почему работает машина, телевизор, компьютер, как делают бумагу, авторучки и самолеты.
Прогресс развития техники не стоит на месте. С каждым годом идет её усовершенствование. Что в начале прошлого века считалось фантастикой, теперь реальность. Всё это благодаря пытливому уму ученых и изобретателей, которые были такими же мальчишками, как и нынешние.
Современная техника сложна, она уже редко работает только на механических принципах. Обучающиеся младшего и среднего школьного возраста проявляют большой интерес к работе с саморучным управляемым моделям робота и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Работая в одной команде, дети смогут создавать собственные модели, программировать робота, осуществлять управление им. Успешное освоение обучающимися данных компетенций позволит им принять участие в:
- Чемпионате компетенций в рамках Фестиваля «ЮниорПрофи» (Junior Skills) (комплекса соревнований школьников 10-17 лет по компетенции «Мобильная робототехника»);
- Всероссийском технологическом фестивале «РобоФест».
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Собираем робота» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание основных видов роботов и их назначение;
- Владение знанием о различных деталях роботов, их назначении;
- Владение умением собирать робота и навыком создания собственного плана сборки;
- Владение коммуникативными навыками;
- Готовность к формированию позитивного отношения к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
Полученные по окончании реализации программы знания и умения могут способствовать развитию у обучающегося интереса к профессиям, связанным с инженерией, конструированием космической и авиационной техники, разработке и сборке новейших роботов.
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: программа «Scratch программирование» рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста 9-15 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для детей младшего и среднего возраста 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: овладение обучающимися старшего школьного возраста навыками работы в программе Scratch и освоение основ проектно-творческой деятельности. Развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала подростка.
Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет формировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratch, среди подобных сред программирования, является наличие версий для различных операционных систем, к тому же программа является свободно распространяемой, что немало важно для образовательных учреждений России. Именно в настоящее время имеет смысл рассматривать программы с открытым кодом, что позволяет сформировать у обучающихся более широкое представление о возможностях работы с цифровой техникой.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Scratch-программирование» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Владение различными приемами работы с браузерами и в среде программирования Scratch (создание, сохранение, переименование и удаление файлов, закрытие программы);
- Способность понимать и оперировать терминами «спрайт», «фон», «скрипт»;
- Способность подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации: «следование», «ветвление», «цикл»;
- Способность планировать действия в соответствии с поставленной целью в процессе выполнения творческой работы или проекта;
- Владение коммуникативными навыками;
- Готовность к формированию позитивного отношения к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
Направленность программы: техническая.
Возраст обучающихся: программа «Увлекательная информатика» рассчитана на детей старшего школьного возраста 15-18 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для старших школьников 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: формирование пробной профессиональной мотивации, готовности к выбору специализации ИТ-направления и понимания содержательной основы специализаций ИТ-направления.
Актуальность и практическая значимость программы определяется необходимостью самоопределения обучающихся в отношении специализации в области информационных технологий. Программа профориентационной направленности «Увлекательная информатика» предназначена для обучающихся старшего школьного возраста, которые хотели бы более подробно познакомиться с общей идеологией и спецификой работы специалистов в области информационных технологий (ИТ), приобрести понимание дифференциации разных направлений в данной области. Данный курс предполагает, что обучающиеся познакомятся с ключевыми направлениями работы ИТ-специалистов, особенностями разных специальностей из этой области и познакомятся с примерами решаемых ИТ-специалистами задач, попробовав свои силы и желания в данном направлении. Программа предполагает включение в учебный процесс соревновательные, игровые моменты, предполагает дифференцированные задания для учащихся с разным уровнем подготовки.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание своих интересов в дальнейшей профессиональной деятельности, самореализация).
Планируемые результаты:
По окончанию реализации обучения по программе «Увлекательная информатика» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание существующих направлений работы в сфере информационных технологий (ИТ);
- Готовность работать с необходимым программным обеспечением и выполнять задачи в области информационных технологий (ИТ) (настройка программ, написание простых программ);
- Владение различными приемами получения и обработки информации из разных источников (интернет, книги, энциклопедии);
- Готовность к выполнению творческой работы или проекта в сфере ИТ;
- Готовность формировать позитивное отношение к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
Полученные по окончании реализации программы знания и умения могут способствовать развитию у обучающегося интереса к области информационных технологий и формированию выбора обучающимся его будущей профессии.
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Направленность программы: социально-педагогическая.
Возраст обучающихся: программа «Секреты русского языка» рассчитана на детей старшего школьного возраста 15-18 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 144 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа (1 академический час составляет для старших школьников 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучающихся на основе современных педагогических технологий и методов обучения.
Актуальность и практическая значимость: происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Русский язык, как учебный предмет, является основой филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты русского языка» ориентирована на систематизацию и углубленное изучение данного предмета, в том числе для теоретической и практической помощи в подготовке к различным учебным испытаниям по русскому языку, литературе, включая ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Секреты русского языка» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Способность применять теоретические знания по русскому языку в процессе решения разных видов учебных испытательных заданий;
- Владение разными формами теоретической информации в процессе решения разных видов учебных испытательных заданий по русскому языку;
- Владение навыками логического мышления и рефлексии;
- Способность самостоятельно планировать действия в соответствии с поставленной целью;
- Владение коммуникативными навыками;
- Готовность формировать позитивное отношение к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 144 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа (1 академический час составляет 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: создание условий для гармоничного социального, культурного и личностного самоопределения ребенка в рамках инклюзивного взаимодействия, осознания значимости выстраивания дальнейшего образовательного маршрута, готовности к ответственному профессиональному выбору.
Актуальность и практическая значимость: Сформированность у подростка грамотного, осознанного подхода к выбору дальнейшего образовательного маршрута, профессии, жизненного пути – это залог нахождения своего места детьми Z-поколения с наличием здоровых, счастливых и востребованных отношений в социуме. 3 Современные исследования и информация служб занятости свидетельствуют о том, что даже дети старшего школьного возраста слабо ориентируются на рынке труда, плохо знают возможный спектр современных профессий и их функционал/потенциал, зачастую обращая внимание, в первую очередь, на финансовую составляющую профессии, выдавая «желаемое за действительное». По данным статистики в настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми формами и методами работы по профессиональному самоопределению. Необходимо создавать все условия, в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «PROFОРИЕНТИР» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание индивидуальных особенностей, необходимых для успешного профессионального выбора
- Способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного развития.
- Способность к профориентационному самоопределению в мире профессий.
- Готовность к объективной оценке собственных профессиональных склонностей к выбранному виду деятельности.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Возраст обучающихся: программа «Шаг в профессию медиатор» рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста 11-17 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 144 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа (1 академический час составляет для детей среднего и старшего школьного возраста 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: теоретическое обучение и овладение волонтерами-медиаторами восстановительным подходом к реагированию на конфликтные ситуации с участием несовершеннолетних.
Актуальность и практическая значимость: школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся образовательной организации. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень педагогической целесообразности.
Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.
Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции. Одним из новых методов работы в программе является использование медиатехнологий — психологической работы с видеоматериалами.
Планируемые результаты:
В результате освоения дополнительной программы «Шаг в профессию Медиатор» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
Обучающие компетенции:
- владение знаниями и практическими навыками по организации процесса школьной медиации;
- способность выявлять конфликтные ситуации и предлагать эффективные пути решения.
Развивающие компетенции:
- владение способами конструктивного разрешения конфликтов.
Воспитательные компетенции:
- способность к ориентированию в системе моральных норм и ценностей;
- готовность проявлять толерантное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации программы: составляет 1 год в объеме 144 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа (1 академический час составляет 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: развитие коммуникативных компетенций младших подростков, способствующих успешной адаптации личности в обществе, на основе эффективных современных технологий.
Актуальность и практическая значимость: Все взрослые хотят видеть своих детей успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотят, чтобы дети жили среди добрых и интересных людей, помогали друг другу. Чтобы дети избежали войн и насилия. Чтобы чувствовали себя в безопасности. Чтобы жили не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании. Но в мире растет конкуренция, перемешиваются разные культуры и религии. Когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются 3 правонарушения, людей захватывают эмоции и предубеждения. Когда люди не готовы к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится взаимопониманию с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать эффективные отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр. Назначение программы заключается в развитие психологической культуры межличностного взаимодействия учащихся в социуме (школе), формировании умений наиболее эффективно выходить и предотвращать конфликтные ситуации, способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы «Секрет общения» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Знание и владение техниками эффективной коммуникации.
- Владение навыками конструктивного разрешения конфликтов.
Личностные компетенции:
- Готовность к принятию ценностей восстановительного подхода в общении со сверстниками и взрослыми.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Возраст обучающихся: программа «Скорочтение» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 144 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа (1 академический час составляет для младших школьников 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации обучающимися для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, посредством овладения УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования.
Актуальность и практическая значимость программы обусловлены положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому начальное общее образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На основе диагностических фактов у обучающихся наблюдается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все эти факторы затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения зависит процесс развития личности. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Скорочтение – необходимый навык в современном мире. Одна из главных проблем обучения младших школьников – формирование полноценного навыка чтения. Занятия по скорочтению помогут ребенку не только повысить скорость чтения, у детей так же улучшится внимание и зрительная память, обучающиеся научатся понимать текст, ориентироваться в нем, как следствие младшие школьники научатся азам поиска нужной информации, а это в дальнейшем поможет экономить время на подготовку домашнего задания, повыситься интерес к учебе.
Одно из направлений дополнительного образования – это удовлетворение интеллектуальных потребностей человека. Данная программа помогает решить поставленную задачу. У современных детей отсутствует потребность в чтении из-за большого количества гаджетов. Школьники не умеют правильно читать, давление родителей на ребенка приводит к тому, что чтение превращается в «страдание». В наш информационный век происходит вытеснение книг – интернетом и телевидением, а чтение у детей сейчас не «в моде», как следствие дети не знают о существование интересных книг. Количество информации с каждым годом увеличивается. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процеживать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычленять нужное и отбрасывать «мусор», таким образом, скорочтение – это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий. Данная программа особо востребована родителями детей начальной школы. Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время. Сформированный навык смыслового внимательного чтения — это фундамент успешного дальнейшего обучения. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Планируемые результаты:
По окончании реализации дополнительной программы «Скорочтение» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Владение техникой скорочтения — читать с применением эффективных стратегий запоминания.
- Умение выделять в тексте самое важное и необходимое; логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать.
- Способность формировать эмоционально-психологическое отношение к явлениям художественной культуры, нравственно-этическим явлениям, результатам собственной деятельности.
- Способность и готовность к сотрудничеству с педагогом и сверстниками;
- Готовность к формированию положительного отношения к труду и профессиональной пробе в области художественного творчества.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Возраст обучающихся: программа «Обществознание 3D: политика, экономика, культура» рассчитана на детей старшего школьного возраста 15-18 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 144 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа (1 академический час составляет для старших школьников 40 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений обучающихся в рамках обществоведческого курса на основе современных педагогических технологий и методов обучения.
Актуальность и практическая значимость: обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, права, политологии, культурологии и антропологии, психологии. Ключевой задачей программы является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной, экономической, политической, социальной и правовой на основе современных педагогических технологий и методов обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обществознание 3Д: политика, экономика, культура» ориентирована на систематизацию и углубленное изучение курса обществознания, в том числе для теоретической и практической помощи в подготовке к различным учебным испытаниям по обществознанию, включая ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы «Обществознание 3Д: политика, экономика, культура» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, общеразвивающими компетенциями:
- Способность оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;
- Владение умениями грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам, в том числе в рамках проектной деятельности;
- Владение различными приемами получения и обработки информации из разных источников (книги, справочники, энциклопедии, Интернет);
- Способность самостоятельно планировать действия в соответствии с поставленной целью;
- Владение коммуникативными навыками;
- Готовность формировать позитивное отношение к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Возраст обучающихся: программа «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет.
Срок реализации программы составляет 1 год в объеме 108 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа (1 академический час составляет для младших школьников 30 мин. с перерывом 10 минут).
Цель программы: содействие укреплению и сохранению здоровья детей младшего школьного возраста посредством обучения технике подвижных игр и знакомству со спортивными играми с целью привития устойчивой ориентации на здоровый образ жизни и интереса к спортивной деятельности.
Актуальность и практическая значимость программы: дополнительная программа «Спортивные и подвижные игры» направлена на удовлетворение потребности детей в двигательной активности, обеспечении физического развития обучающихся через игровую деятельность, как наиболее популярную и эффективную форму обучения детей младшего школьного возраста.
В настоящее время дети часто зависимы от компьютеров и телефонов, имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств, увеличилось количество детей, не посещавших дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования. В следствии этого — не развитые коммуникативные навыки, слабый самоконтроль и незнание этических норм, низкая способность владения основными умениями и практическими навыками двигательной деятельности (бег, прыжки, лазание, в том числе по канату, броски и метание мяча, ловля мяча, способность удерживать определённое время исходное положение, сохранять амплитуду и темп движений, выполнять действия своевременно и точно), общая физическая слабость и гиподинамия. Участие в реализации программы «Спортивные и подвижные игры» позволит улучшить данную ситуацию в направлении повышения физической активности детей, их более комфортной социальной адаптации с применением доступных средств и методов, характерных для детей младшего школьного возраста.
Планируемые результаты:
По окончании реализации ДООП «Спортивные и подвижные игры» обучающиеся смогут овладеть следующими общеобразовательными, развивающими компетенциями:
- Знание основ здорового образа жизни и общей физической подготовки;
- Владение специальными умениями и навыками в области физической культуры и игровых видов спорта;
- Владение социальными навыками работы в команде (моделирование разных ситуаций взаимодействия, обмен социальными ролями);
- Готовность формировать позитивное отношение к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).